В эпоху викингов Прикамье неожиданно оказалось на перекрестке мировых путей. Магистральное движение в те времена шло по рекам, по воде шли завоеватели, торговые караваны, путешественники и разведчики.

Прикамье находилось на пересечении трех путей из Сибири в Европу, в Византию и в Среднюю Азию, с другой стороны это были своеобразные ворота в Сибирь на дороге из Скандинавии, Ирана и Средиземноморья.

Как существовала известная дорога «из варяг в греки», так на востоке, в Прикамье, пересекались три речных пути «из варяг в бьярмы», «из бьярм в греки», из «манси в персы». Читать полностью.

Мифология

«Пермские бренды»

Пермский звериный стиль (культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесотундровая зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби. Расцвет звериного стиля в Прикамье приходится на VII-XI вв. н.э.

Металлопластика пермского звериного стиля — это свидетельство существования на пермской земле средневековой языческой цивилизации. Несколько тысяч бронзовых пластин с изображениями древних духов, божеств, а также инструментов и украшений, рассказывают о людях, живших в Верхнем Прикамье в V — XI вв.

Современники викингов, они вели торговлю с Волжской Булгарией, древней Русью, Византией, Сибирью. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно‑магической системой.

Современники майя, авторы пермского звериного стиля создали свои культы с пантеоном духов, божеств, с ритуалами, о которых почти ничего не известно. Но родственные создателям пермского звериного стиля уральские, сибирские народы сохранили обрядовую культуру до нашего времени. На основе традиционной культуры ханты, манси, селькупов можно попробовать разгадать загадку бронзовых фигур.

Медведь в пермском зверином стиле

Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва на лапе медведя. На медвежьей клятве была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек.

Бляхи с медведем в большом количестве изготовлялись и использовались в Зауралье, найдены они и в Прикамье, ареале классического пермского звериного стиля. Медведь был сыном божества Верхнего мира, спустившимся на землю к людям. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух, после после медвежьего праздника, отправляется на небо к отцу.

Птицы

Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и достала со дна горсть первой суши — землю.

Птицы с личиной на груди — это первопредки народа создателей звериного стиля. Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки — распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц. Орлы были помощниками богов и вождей, крылатые собаки и птицы-лоси — помощники шаманов.

В западносибирском зверином стиле распространены изображения гусенка — образ Мир-Сусне-Хума, покровителя людей, сына небесного бога.

Божество-хозяин, светлый мальчик

Одно из основных божеств создателей Пермского звериного стиля (ПЗС). Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Нередко в амулетах есть указание на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения.

Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось‑хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики, Альви. У этого бога было множество имен. Ас-тый-ики почитался в образе семи младенцев, у хантов XIX века считалось, что его родная земля где-то за Уралом (в Предуралье). По мифам бог с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). С тех пор люди смогли охотиться на лосей. Всегда окружен небесными лосями. Способен продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. Этому божеству приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т. д.

Сила его столь велика, что актеру, изображавшему этого героя на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если он будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.

В металлопластике пермского звериного стиля часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «семейство».

Гибриды в пермском зверином стиле

Исследователи ломоватовской культуры и пермского звериного стиля называют их ящерами. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ. Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом бобра, загадочного мамонта с рогами (уральцы считали мамонта подземным животным). Эти гибриды охраняли вход в подземный мир.

Существует другая группа гибридов — комбинация воздушных и земных существ. Это крылатые человеколоси, покровители людей-лосей, полубоги. Есть еще обереги помощники — крылатые собаки. Собаки могут видеть и чуять незримых для человеческих глаз духов. Потерев такую бронзовую собаку-птицу, шаман тоже обретал магическое зрение. Привычка тереть бронзовые
скульптуры «на удачу» сохранилась у разных народов до нашего времени.

Крылатые собаки сопровождали умерших в подземный мир, немало их найдено в погребениях. Существуют также лосептицы: пронизки, сочетающие тело птицы с головой лося. Возможная функция лосептиц — сопровождение души в Верхний мир. Лось считался солнечным небесным зверем в противоположность собаке, которая роет землю и по воззрениям хантов стремится в подземный мир.

Человеколоси

«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля.
Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, скорее всего, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами.

В Прикамье найдено множество бронзовых человеколосей, вероятно, подобный хранитель был семейным оберегом в каждом доме.

Создатели звериного стиля верили в три мира: небесный мир богов, земной — людей и животных, подземный мир духов смерти. При этом человек не делил духов на плохих и хороших, а почитал всех и приносил жертвы духам трех миров.

Отметим руки-крылья и ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: химеры с крыльями, фавны, сатиры с копытами, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Но только пермский человеколось гениально сочетает в себе элементы персонажей, которые последующее христианство развело в разные стороны: крылья ангела‑хранителя и копыта черта. И черт, и ангел‑хранитель занимаются душой человека, но в разных сферах, а пермский языческий человеколось один: может спасти, а может и наказать.

Как и весь пермский звериный стиль, этот образ занимает особое место в мировой культуре. Образ человеколося — «визитная карточка» Пермского звериного стиля.

Богини пермского звериного стиля

Сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей Пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь‑матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини
или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира, которую охраняют слуги богини: конь, бобр, медвежата, лоси или гибрид-ящер.

Богинь окружают многочисленные помощники: змеи, грифоны, журавли, птицы, пушные звери. У каждого из них своя роль, свои функции в отношениях богини с людьми.

Культ богинь в Пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на гляденовском костище за несколько веков до эпохи расцвета пермского звериного стиля.

Всадники в пермском зверином стиле

Всадники в виде антропоморфной фигуры на каком-либо животном были распространены еще в гляденовской культуре — предшественнице ломоватовской. Так в Историческом музее в Москве находится несколько фигур всадников на коне и бронзовый всадник — божество на волке. В эпоху расцвета Пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах, богини на коне и на лосе.

На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире.
Божество на ящере следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром. Ящер представляет собой Нижний мир, глотающий головы-души и извергающий их для нового рождения.

Существует и космограмма, показывающая устройство мира в представлении создателей звериного стиля. Герой находится на двух ящерах, стоящих один на другом. Один из ящеров — рыба, плывет в мировой воде, а на рыбе — собака, которая держит на себе средний человеческий мир.

Эта схема повторяет иранские мифы о мироустройстве, где земля держится на быке, а он, в свою очередь, стоит на огромной рыбе.

Инструменты

К орудиям труда в пермском зверином стиле относятся кресала, игольницы, скребки, навершия кинжалов, посохов и т. д.

Особенностью древней магической цивилизации являлось не только прикладное, но и священное значение орудий труда и быта. Так, например, кресала обладали целым спектром магических возможностей. Если человек наступал на след родового зверя, считалось, что он попал в беду, зверь уведет его за собой в иной мир. Нужно было откупиться, бросить на след кресало, которое охотник постоянно носил с собой. Родовой огонь зажигали только родовым огнивом. Если род делился, кресало ломали, и молодая семья должна была зажечь огонь на новом месте частью старого инструмента.

Кресалом шаманы вызывали волшебных помощников, птиц или лошадей. На большинстве кресал изображены птицы, кони, псы. В сказках разных народов сохранилась эта роль кресала-огнива (Андерсен). Волшебные предметы из сказок — гребешок, который превращается в непроходимый лес и др. когда-то были частью обряда и языческой веры. В собраниях пермского звериного стиля много таких «волшебных» предметов.

Животные изображались на навершиях ножей, на ручках черпаков и ложек, на колчанах для стрел. Духи, воплощенные в животных, придавали инструментам точность, крепость и силу.

Медвежьи пряжки в зверином стиле

Изображение медведя с головой, лежащей на лапах, издавна применялось для оформления поясных застежек; в мансийском языке даже сохранилось одно из названий медведя — «застежечный зверь». Обычно пряжки с медведем служили в качестве оберега охотника на его поясе. В данном случае центральное изображение (медведя) могло выполнять защитную функцию: «От ударов злых сил заслоняющий дух» — один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет «изобилие зверей дающий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.

На пряжках часто изображался так называемый «сложный медведь»: гибрид из нескольких существ, медведь с головой быка, выдры, с телом пушного зверя. Считалось, что повелитель лесного хозяйства обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями, это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и в человека. После потери второй части пряжки, первая подвешивалась за петельки во время церемонии жертвоприношения: обращаясь к ней, человек просил у родича‑медведя помощи и удачи.

Культовые ложки в зверином стиле

Культовые ложки — атрибуты праздников, инструменты священнодействий. Перепутать ложки было невозможно, на них отливались изображения духов. Более всего сохранилось ложек с мордой медведя, которыми «кормили» лесного гостя — голову медведя на медвежьем празднике. Сохранилась пермская ложка с изображением остроголовой личины — главного духа подземного мира. Ему тоже приносили дары и кормили жертвенной пищей в надежде, что беды и болезни обойдут дом дарителя стороной. На культовых ложках гадали, трижды подбрасывая кверху. Если ложка падала головой кверху — ответ духов был положительный.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter
  • Memori.ru
  • Мой Мир
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Blogger
  • email
  • Tumblr
  • Yahoo! Bookmarks
  • Yahoo! Buzz
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Print

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *