Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль (ПЗС) — название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI—XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой, оставившая нам свой пантеон богов и духов, воплощенный в металле. Ученые называют эту цивилизацию ломоватовской и неволинской культурой. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно-магической системой, рожденной уральской цивилизацией в диалоге с великими культурами мира.

Медведи на пряжках

Изображение медведя с головой, лежащей на лапах, издавна применялось для оформления поясных застежек; в мансийском язы-ке даже сохранилось одно из названий медведя — «застежечный зверь» [Чернецов, 1953].

Обычно пряжки с медведем служили в качестве оберега охотника на его поясе. В данном случае центральное изображение (медведя) могло выполнять защитную функцию: «От ударов злых сил заслоняющий дух» — один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет, «Изобилие зверей дающий дух» [Молданов, 1999, с. 23], позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.

На пряжках часто изображался так называемый «сложный медведь»: гибрид из нескольких существ, медведь с головой быка, выдры, с телом пушного зверя. Считалось, что повелитель лесного хозяйства обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями, это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и в человека. На Вахе считали, что он «посылает» охотнику остальных зверей [Кулемзин, 1984, с. 85].

После потери второй части пряжки, первая подвешивалась за петельки во время церемонии жертвоприношения: обращаясь к ней, человек просил у родича-медведя помощи и удачи.