Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль (ПЗС) — название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI—XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой, оставившая нам свой пантеон богов и духов, воплощенный в металле. Ученые называют эту цивилизацию ломоватовской и неволинской культурой. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно-магической системой, рожденной уральской цивилизацией в диалоге с великими культурами мира.

Всадники

Всадники в виде антропоморфной фигуры на каком-либо животном были распространены еще в гляденовской культуре — предшественнице ломоватовской. Так в Историческом музее в Москве находится несколько фигур всадников на коне и бронзовый всадник — божество на волке. В эпоху расцвета пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе.

На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире.

Божество на ящере следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром. Ящер представляет собой Нижний мир, глотающий головы-души и извергающий их для нового рождения.

Существует и космограмма, показывающая устройство мира в представлении создателей звериного стиля. Герой находится на двух ящерах, стоящих один на другом. Один из ящеров — рыба, плывет в мировой воде, а на рыбе — собака, которая держит на себе средний человеческий мир. Эта схема повторяет иранские мифы о мироустройстве, где земля держится на быке, а он, в свою очередь, стоит на огромной рыбе.