Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль (ПЗС) — название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI—XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой, оставившая нам свой пантеон богов и духов, воплощенный в металле. Ученые называют эту цивилизацию ломоватовской и неволинской культурой. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно-магической системой, рожденной уральской цивилизацией в диалоге с великими культурами мира.

Omnia mea mecum porto: история бронзовых богов

5 июля, 2018
Автор:

Называть бронзовые пластины, подвески и накосники украшениями костюма столь же нелепо, как считать иконы украшением интерьера, а крест — вешалкой.
В отличие от храмов, алтарей и домашних углов с иконами последующих времен, человек эпохи звериного стиля носил свой «иконостас» всегда с собой, вернее, на себе. Медвежьи бляхи и пряжки с медведем защищали владельца, птицы на косах женщин (ипостаси богинь-матерей) дарили удачу в домашних делах, подвески с бобрами очищали, крылатые собаки защищали от недобрых духов, а шумящие подвески будили спящих духов-помощников.
Духи-хранители, обереги, в виде подвесок, пронизок и пр. всегда сопровождали человека, чтобы помочь в трудной и неожиданной ситуации.
Если мы приглядимся к предметам звериного стиля, то заметим, что большинство из них имеет крепления: петли с обратной стороны, отверстия для подвесок, трубочки в пронизках для кожаных шнурков. Этот мобильный набор амулетов выглядит странным для людей, живущих в домах, в крепостях и селениях по берегам уральских и сибирских рек.

Понять эту особенность урало-сибирской металлопластики можно, если вспомнить ее происхождение от скифо-сарматского звериного стиля.
Вещи кочевников постоянно путешествовали вместе с ними. Амулеты скифов и сармато-аланов играли в основном роль украшений конской упряжи, элементов сбруи. Верный спутник номада — конь использовался как походный алтарь и штандарт в торжественных церемониях.
Скифская структура вселенной из трех миров прослеживается в семантике конской упряжи: на боковых ремнях расположены уздечные бляшки с рыбами, на груди и плечах коня сверкают фалары с пугающими врагов изображениями — апотропеями, на лбу коня пластины — символы верхнего мира — с птицами и копытными животными: козлами, оленями, несущими в рогах солнце. Налобники украшены изображениями божеств, как, например, знаменитый налобник из Цимбалки со змееногой богиней Апи.

В наборах звериного стиля кочевников юга — уздечных бляшках, псалиях, нагрудных и наплечных фаларах, налобных пластинах и шумящих подвесках лошадей — можно узнать знакомые нам жанры северного звериного стиля: подвески, накосники, нагрудные диски, пронизки и даже поясные пластины.

Вытесненные после военной катастрофы в IV веке на север врагами гуннами, сармато-аланы сменили кочевой образ жизни, поменялась и жизнь богов. Перебравшись с коней на одежду людей, бронзовые боги и звери изменились, но не утратили свое сакральное значение.
Уздечные бляшки превратились в подвески, конские налобники с изображением божеств стали пластинами с богинями и личинами богов.

Шумящие подвески с упряжи лошадей перешли на одежды северных красавиц. Фалары, украшавшие грудь и плечи боевых коней, стали нагрудными дисками таежных богатырей, сохранив при этом свое значение апотропеев и ассортимент изображений божеств. Так грозные грифоны и сенмурвы перекочевали с крупа коня на грудь человека. Медведи с пластинок скифской конской сбруи поселились на пряжках и поясных пластинах жителя лесов.

Боги стремительных кочевников изменились, но обрели своих новых поклонников на севере; как рудимент остался и элемент мобильности. Степные люди-кентавры превратились по прихоти истории в жителей лесов, но сохранили походный арсенал языческих божеств в наборах бронзовых амулетов.

Память об этом походном магическом арсенале жива и в христианских оберегах: нательном крестике, иконке в автомобиле. Мир создателей звериного стиля не так далек от нас, как может показаться.

Текст: Борис Эренбург, глава из второго издания альбома «Звериный стиль».

Реконструкция скифского воина. Упряжь: подвески

Примеры сбруи с элементами бронзовых украшений

На параллельных иллюстрациях видно, как украшения коня стали аксесуарами одежды  в урало-сибирском зверином стиле.

1. Слева: Пластинки с медведями на реконструкции скифской упряжи. (Хошеутово, погребение 1. Реконструкция скифского уздечного набора V в. до н.э. Нижнее Поволжье (по: OchirGoryaeva, 2005. Abb. 37).
2. Справа: Поясные пластины с медвежьими головами в пермском зверином стиле

1.Слева: Сарматский фалар с грифоном. Плечевое украшение коня II в. н.э.
2. Справа: Диск с грифоном. Сибирский звериный стиль. Нагрудное украшение воина IX-XII вв.


1. Слева: Уздечное кольцо с изображениями фантастических существ. Кочевники, Маньчжурия
2. Справа: Двусторонний диск с изображением северных зверей. Пермский звериный стиль

1. Слева: Скифская уздечная бляшка с чудо-рыбой и головами грифонов. IV в. до н.э. Пермский край
2. Справа: Подвеска с бобром. Пермский звериный стиль. Оберег на одежде VI-VII вв.

1. Слева: Конский налобник. Пластина со змееногой богиней из кургана Цимбалка. IV в. до н.э.
2. Справа: Богиня со змеями. Пермский звериный стиль.

Примеры сбруи с бронзовыми украшениями-амулетами: налобные пластины, шумящие подвески, фалары, уздечные кольца и бляшки. Все это на севере станет культовыми украшениями костюма мужчин и женщин:

Церемониальная конская маска. Скифы. Пазырык. Алтай. IV в. до н.э.